Главная » Статьи » Мои статьи |
Тема: « Русская изба» Образовательная область: познание. Интегрируется с областями: коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура, музыка, художественное творчество, безопасность.
Цель: Знакомство детей с русской избой и русскими народными традициями. Задачи: Продолжать знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой в давние времена. Развивать речь детей, активизировать её словами: русская печь (труба, окно, шесток, заслонка, лежанка), горница, горшочек, ухват, коврик. Развивать интерес к старинным играм, и забавам. Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, истокам русской культуры. Познакомить детей с изготовлением баранок из солёного теста. ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами, отправимся в путешествие в прошлое, и поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова: Ты катись, катись, клубок, по дорожке, на мосток. Только сильно не спеши, Путь-дорожку укажи. Клубочек катиться – а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу В горнице детей встречает русская барышня – красавица. Воспитатель: Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю. Здравствуйте хозяева!!! Дети: кланяются, прижав руку к сердцу. Марьюшка : Здравствуйте гости дорогие: красны девицы и добры молодцы!!! Рада видеть вас в своем доме. Милости прошу ко мне в избу. Проходите, присаживайтесь поближе к печке. Вот ребятки, моя печка,она обогревает избу. Я в ней пеку хлеб, готовлю еду. За печкой у меня хранятся приспособления, необходимые для работы: ухват (чтобы не обжечь руки), большая лопата, кочерга. Давайте рассмотрим печь. Как устроена она устроена: Труба, окно, шесток, заслонка, лежанка. -А как вы думаете, чем топят печь? Дети: дровами. Марьюшка: Когда печку растоплю, жарко в ней станет, пора и готовить. А готовлю я её в горшках, в чугунках. (предлагаю ребенку показать горшочек) Ставит горшочек на шесток . Ой, а как же поставить горшочек в печке то горячо? Дети: Ухватом. Марьюшка: Правильно. ( предлагаю ребенку показать ухват , все рассматривают) Ну вот горшочек в печи, в горнице тепло. На печи сушится у меня одежда, обувь, грибы, ягоды. Здесь можно спать. Для этого на печи специальная лежанка. Пол в избе деревянный. Вот посмотрите, на полу лежит дорожка, половик, он сделан своими руками. Стол тоже из дерева, а на столе ребятки, у меня соит самовар, в нём у меня греется вода для чая. Воспитатель: Ребята, в старину почти всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена и прялки. Хозяйки содержали свои избы в чистоте. Воспитатель: А сейчас давайте вспомним о предметах быта русской избы. И помогут нам в этом загадки: Воду дед носил с утра, Каждый раз по два ведра, На плечах дугой повисло Держит ведра…(коромысло).
Он как круглая кастрюля Он чумазый, не чистюля Где там, в печке уголёк Кашу сварит… (чугунок).
Выпускает жаркий пар Древний чайник…(самовар).
Стоит изба из кирпича, То холодна, то горяча.(печь)
Черный конь Скачет в огонь.(Кочерга)
Из русской печи Кашу из печи тащи. Чугунок очень рад, Что его схватил …(Ухват)
Что за барыня такая ?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка)
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка) Воспитатель: А даваите ка мы ребята, с вами сейчас отдохнём и разомнёмся. Вставайте скорее в круг. Физминутка: Само – само – самовар, на столе красуется Дышит так, что виден пар - дед им всё любуется. (руки на пояс, повороты) Сапогом его качай, ох, как разгорается, Само – самоварит чай, жаром обливается. (приседание) Пых – пыхтит как паровоз, ждём мы с нетерпением. (вдох, выдох) Сушки дед вчера принёс – С чаем – наслаждение! ( показать сушки) Чашки ставим, блюдца тоже, чай душистый в них налит. (чашка кулак, блюдце ладошка) В самоваре все похожи – В отраженье дед глядит. (смотрим друг на друга) Взяли в руки все по блюдцу, только надо остудить. (показали ладонь) Ах! Из самовара сладко, чай с баранками нам пить. ( подули на ладонь) Марьюшка: Ой, ребятки, пойдёмте скорее к столу, я же тесто замесила, а баранки испечь не успела. И хотела попросить вас помочь постряпать баранки к чаю. А пока пекутся наши баранки, мы с вами встанем в хоровод. хоровод Как хорошо мы с вами повесилились, наверно наши баранки уже испеклись, пойдёмте посмотрим, а вот и наши баранки. Смотрите какие румяные получились. Воспитатель: Пусть они остынут, а вы пока присаживайтесь на стульчики. Оксана Котельникова Изба - колыбель наших предков, отцов, Обитель добра и тепла, Без русской печи и её пирогов представить Россию нельзя! Всегда приютит, успокоит, поймёт Накормит, согреет теплом, И где бы мы ни были, стойко нас ждёт Отеческий преданный дом. Воспитатель: - Ребята, побывали мы с вами в старинной избе. Вы заметили, что не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни компьютеров, сотовых телефонов, за место всего этого, люди водили хороводы, пели песни, играли в русские народные игры. Воспитатель: Ребятки расскажите мне, к кому вы сегодня ходили в гости? Что нового вы сегодня узнали на этой встрече? С кем познакомились? Что делали? Понравилось ли вам наше путешествие? Вы все молодцы, на этом наше путешествие закончилось. | |
Просмотров: 1725 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |